Безопасность на дорогах

В преддверии зимнего сезона и дня который этот сезон открывает, то есть пресловутый “день жестянщика”, хочется еще раз обратить внимание на безопасность дорожного движения. Отчего возникает такой катастрофический рост дорожно транспортных происшествий в день первого снега?

Зима наступает каждый год и водители готовятся к ней (ну или должны готовиться), шины поменять на зимние, маслице моторное залить синтетическое или полусинтетику (в зависимости от региона и обычной для этих мест температуры ниже нуля), жидкость для мойки стекол желательно залить с учетом ожидаемых морозов, ну и так далее.

Готовимся, готовимся, а проблема “первого снега” все же актуальна. Является ли главной причиной большого количества дорожно-транспортных происшествий, то что некоторые водители не поменяли летнюю резину на зимнюю?

Готовь сани летом

Шиномонтажи два раза в год испытывают ажиотажный спрос на свои услуги и поэтому стараются отработать по максимуму. Для них эти дни как путина для рыбаков. Мастера шиномонтажа работают не покладая рук и не замечая усталости, так как снова их время наступит только через полгода.  

ШиномонтажВ ажиотажном спросе на услуги шиномонтажа, есть и отрицательный момент. Работать нужно быстро, клиенты напирают, очередь растет и растет возможность ошибки, неаккуратности и т.д. К тому же в это горячее время мастерские, стараясь заработать (в наше трудное время), привлекают молодых, еще не очень опытных учеников. Есть, ли проблема перегруженности мастерских во время массовой замены сезонной резины? Есть.

Как не странно, ответ на эту проблему в русском обществе созрел задолго до появления автомобилей: готовь сани летом, ну а телегу, соответственно, зимой. Чтобы не стоять в очереди на смену покрышек, практичные водители приобретают еще один комплект дисков и комплектуют их сезонной резиной во время, когда шиномонтажи не загружены работой и мастера могут спокойно и качественно уделить вам и вашей проблеме некоторое время. К тому же, двухразовая (в год) операция по снятию и установке покрышки на диск, не делают покрышки лучше. Если над мастером и над вами не довлеет нервная очередь, можно, в спокойной обстановке, перекинуться парой слов, на тему: а какая резина лучше устанавливается? меньше грузиков? крепче боковина? подвержена внутренним разрывам корда (шишкам)?

Так сказать информация из первых рук. В интернете, конечно, можно найти не одну сотню отзывов, но как определить, сколько в них правды, а сколько маркетинга? Пишет ли это адекватный опытный водитель с логическим мышлением и склонностью к анализу или отдел маркетинга шинного магазина «колёса для всех”?

Основные причины ДТП

Возвращаясь к основной теме. Действительно ли большое количество дорожно —  транспортных происшествий, при выпадении первого снега, из — за нерадивых водителей на летней резине?

Отчасти да, но только отчасти и процент этот, наверно, не будет большим. Водитель, который знает, что у него «обувка «не по сезону, не будет совершать резких маневров, уменьшать дистанцию и интенсивно тормозить, как говориться не до “драйва“, а до шиномонтажа.

ДТПБолее весомой причиной взрывного роста ДТП, видится, наша манера летнего вождения, которая «записывается «в сознании и на мышечном уровне. Летом машина послушно тормозит и разгоняется, приходит сознание полного контроля над железным конем, дистанция до впереди идущего автомобиля сокращается, скорость вхождения в повороты увеличивается и так далее.

Человек, это человек и ему бывает трудно мгновенно перестроится на зимний режим вождения, когда скорость движения определяет поверхность под колесами.

Через некоторое время ситуация с ДТП нормализуется и количество происшествий приходит к своим обычным значениям. Еще одним фактором приводящим к авариям является конструктивные особенности современных автомобилей, а именно антиблокировочная система тормозов.

Разработанная для улучшения управляемости автомобиля при торможении, она серьезно увеличивает тормозной путь. Конечно, вылететь юзом на встречку, это худший вариант неуправляемого торможения, но и догнать в корму передний автомобиль, удовольствие небольшое. Для уменьшения тормозного пути автомобиля, оборудованного антиблокировочной системой, некоторые опытные водители даже отключают эту систему и удерживают автомобиль от заноса прерывистым торможением.

Есть мнение, что даже при торможении на автомобилем оборудованном антиблокировочной системой, полезно использовать импульсное торможение, с целью не давать сработать АБС. Но с учетом того , что разработка антиблокировочных систем прошла долгий путь развития и этот процесс продолжается (то есть автомобили оборудованы системами с разными свойствами), видится затруднительным применение универсальных рекомендаций. А вот как поведет себя ваш, конкретный, автомобиль при торможении на скользком участке, хорошо бы выяснить проведя серию экспериментов где нибудь на пустынной, заледенелой дороге.

Вполне возможно, что максимальное воздействие на педаль тормоза (скорее всего) будет не самым эффективным методом торможения и вам удастся оценить работу тормозной системы в сочетании с вашими колесами (резиной). Очень вероятно, когда вы ознакомитесь с результатами “лабораторной работы” и проанализируете их, самыми действенными факторами безаварийной езды, вам покажется увеличенная дистанция и уменьшенная (в разумных пределах) скорость.

Дорожно-транспортные происшествия происходят за очень короткий промежуток времени и человек в состоянии применить в эти мгновения только те навыки и умения которые не требуют осмысления и анализа, то есть отработанные до автоматизма.

Факторы безопасного вождения

Существуют причины аварийности которые зависят от водителя и причины которые от водителя не зависят. Невозможно винить в аварии водителя, если в него внезапно приехал автомобиль из встречного потока (такие ДТП наиболее трагичны в своих результатах), провалился грунт, обвалился пролет моста, внезапное появление животных на дороге и т. п.

Но существуют факторы которые зависят от водителя и его автомобиля.

Наиболее важным обстоятельством для безаварийной езды будет определяться состоянием водителя, его подготовка, опыт, манера вождения, реакция, внимание и способность трезво оценивать обстановку, предвидеть развитие ситуации и учитывать дорожные условия, обладание практическими навыками в управлении своего автомобиля и знание его особенностей.

Первое и основное правило для водителей, которое часто дублируется в общественном транспорте, но и для частных средств передвижения не будет чуждым —  не отвлекайтесь от процесса управления автомобилем (для пассажиров оно звучит как — не отвлекайте водителя).

Невнимательность,  может быть вызвана состоянием водителя, усталостью, эмоциями, стрессом, общением с пассажирами, отвлечением на второстепенные манипуляции и т.д.

Безопасное вождениеИспользование встроенной акустической системы может явиться фактором ведущим к ДТП. Громкая музыка не только отвлекает водителя и лишает его органа восприятия действительности. Энергичная музыка оказывает эмоциональное воздействие на водителя, вызывает приток адреналина и чувство эйфории, что может не соответствовать дорожной обстановке.

В 2014 году нам довелось путешествовать по вновь приобретенному полуострову, когда в районе Углового нас обогнала Audi с группой молодых людей. Музыка лилась из салона, нога водителя торчала из бокового окна…. Через некоторое время, мы снова увидели этот автомобиль разорванный пополам, спасать было некого…

Громкая музыка, также может помешать диагностировать техническое состояние автомобиля (спущенного колеса, открытой двери, свиста ремня заклинившей помпы, скрип проволоки застрявшей в рычаге, скрежет стертых колодок, хлопанье начавшего рваться ремня привода газораспределительного механизма и еще очень много неисправностей, которые можно диагностировать на слух), вы не услышите предупредительного сигнала других автомобилистов, когда они попытаются привлечь ваше внимание, а еще вы не услышите обгоняющих мотоциклистов.

Мотоциклисты это особая тема. Нет сомнения, что в своем абсолютном большинстве, мотоциклисты это законопослушные и воспитанные люди, апологеты субкультуры байкеров,  любители дорог и свежего воздуха.

Но есть другие. Они любят продираться между рядов автомобилей, громким неожиданным ревом пугать мирных самаритян (которым это совсем не нравится), будить спальные районы воем своих сузуки и кавасаки. Проклятья, которые несутся им вслед, не виснут на вороту их косух. Так вот, их лучше услышать на дальних подступах.

При маневрировании, перестроении необходимо тщательно осмотреться, причем не только по зеркалам. В некоторых странах водителям прямо предписано поворачивать голову и проверять слепую зону зеркал и этот пункт считается очень важным (кто бы спорил).

Если у автомобиля не самый мощный двигатель, это не сильно повлияет на аварийность (при определенном здравомыслии водителя), хотя при обгоне, связанном с выездом на полосу встречного движения, более мощный мотор выглядит предпочтительнее (хотя он может провоцировать к более рискованной манере езды). Даже самый слабый мотор сможет разогнать автомобиль до скорости не соответствующей дорожным условиям и привести к ДТП.

Не проблема разогнать, технически исправный автомобиль, а вот проблема управляемости на скользком участке, может быстро трансформироваться в дорожно — транспортное происшествие.

В нашей статье мы только слегка прикоснулись к обширной теме безопасности на дороге и описали некоторые аспекты повседневной жизни автомобилистов нашей страны. Тема безопасности на дороге стоит того чтобы возвращаться к ней снова и снова.

Оставьте комментарий